Общеучебные умения

Общеучебные умения


Общеучебные умения предлагается понимать широко: умения учиться жить. Не умение жить, а умение учиться жить. Научиться жить весьма трудно, и практически невозможно. Меняется ситуация, меняются внутренние силы, и в связи с этим на каждом таком этапе необходимо пересматривать свою стратегию и тактику в жизни. Кроме широкого понимания, общеучебные умения включают в себя умения читать, составлять конспект прочитанного (что не всегда развито у учащихся школ), умения запоминать, умения понимать, умения принимать или не принимать прочитанное (умения критически проанализировать прочитанное).

К. Роджерс отмечает, что вырабатывать умения приспосабливаться к изменяющимся условиям можно не через научные знания, не через составление программы, не при помощи аудиовизуальных средств или программированного обучения, не через книги и лекции учителей, хотя они и могут иногда использоваться в качестве важного источника обучения, а через взаимоотношения между учениками и учителем, в ходе которых вырабатываются необходимые качества.

С данным утверждением можно согласиться с определенными уточнениями. Учить приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни можно и через взаимоотношения между учеником и другими учениками, поместив их в определенную ситуацию. Это подтверждает и педагогический опыт А. С. Макаренко, И. П. Иванова, В. Ф. Шаталова, С. Д. Шевченко и др.

Описанные в четвертой главе технологии можно использовать и для формирования у учащихся умений приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Анализируя соотношение знаний и других целей обучения и воспитания, К. Роджерс отмечает, что средняя школа должна научить ученика учиться приспосабливаться и изменяться в мире, сформировать индивида, который понимает, что нет верных и прочных знаний и только процесс поиска является основой прочности.

Проблема «учить учиться» занимает ведущее место в ряде зарубежных школ. Она разрабатывается в двух основных направлениях: формирование учебных навыков и умения приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

В нашей стране существует много литературы по первому направлению и очень мало работ по формированию умений приспосабливаться к изменениям в мире.

Можно выделить наиболее важные общеучебные умения, которые необходимо развивать у учащихся. Необходимо отметить, что данным перечнем общеучебные умения и навыки не исчерпываются. В данном перечне приведены основные необходимые общеучебные умения и навыки:


Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО. . 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Общеучебные умения" в других словарях:

  • Общеучебные умения и навыки — это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Общеучебные умения и навыки — это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни …   Словарь по педагогической психологии

  • Воспитание семьянина — Как уже отмечалось, в коллективное бессознательное заложены цели существования человека на земле. Эти цели свойственны всем людям вне зависимости от расы и пола. К таким целям можно отнести продолжение себя через создание подобного себе. Это… …   Энциклопедия педагогических технологий

  • Воспитание совершенствующейся социально-успешной личности — Что такое успех? Успех это достижение поставленной цели. Но уровень успеха определяется не уровнем достижений, а уровнем своей удовлетворенности. Что и кто определяют успех? Это сложное явление зависит от разных факторов: 1. Реальные достижения.… …   Энциклопедия педагогических технологий

  • МЕТАПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ — – общеучебные, междисциплинарные познавательные умения и навыки. К ним относят: задавание вопросов; формулирование гипотез, определение целей и параметров задачи, связь данной задачи с предшествующей работой; планирование; выбор тактики,… …   Педагогический словарь

  • Психический материал процесса обучения — I. Знания. Психическим материалом знаний являются психические образы (отражения) предметов и явлений материи. Существует двенадцать видов образов. Это двенадцать анализаторов, которые вводят информацию в мозг человека: 1) зрительные, 2) слуховые …   Энциклопедия педагогических технологий

  • Начальное общее образование — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов …   Википедия

  • Начальное образование — это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что… …   Википедия

  • ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ. Одна из ведущих целей обучения иностранному языку, направленная на овладение языком как средством общения и приобретения умений, необходимых для успешного владения языком (например, умения самостоятельно работать с… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Десятибалльная система оценки знаний (Белоруссия) — Десятибалльная система оценки знаний  введена в Беларуси в 2003 году для оценки знаний в школах, средних специальных, средних технических и высших учебных заведениях. В учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»